Поломки коленвала двигателей ЯМЗ: возможные причины
Коленчатый вал является одной из главных деталей кривошипно-шатунной группы большинства двигателей, испытывающей при работе колоссальные нагрузки. Его ремонт почти всегда сопряжен с полной разборкой силового агрегата и требует больших усилий. К тому же, починка или замена коленвала выльется в круглую сумму. Работа двигателя с неисправным КВ ведет к весьма серьезным последствиям, вплоть до выхода из строя всего кривошипно-шатунного механизма. Именно поэтому так важно уметь быстро определять и вовремя устранять возможные причины, ведущие к поломке вала.
Сигналы поломки коленчатого вала ЯМЗ
О вероятных проблемах работоспособности коленчатого вала подскажут:
- Критическое давление масла в смазочной системе. Особенно сильно это явление проявляется на горячем двигателе при небольших оборотах;
- Приглушенный металлический стук, усиливающийся при прогреве и нагрузке;
- Сильный запах раскаленного масла;
- Заклинивание двигателя.
Любой из этих признаков свидетельствует о необходимости скорейшего проведения диагностики для определения их причины.
Основные факторы, приводящие к выходу из строя коленвала ЯМЗ
- Неудовлетворительная работа механизмов системы смазки – основная и самая распространенная причина. Грязные фильтры, неисправный масляный насос, засорение масляных каналов, плохое качество масла – все это ведет к ухудшению смазки шеек и вкладышей и повышенному истиранию деталей. Продолжение эксплуатации с такими неисправностями приведет к серьезной поломке;
- Критическое изнашивание шеек коленчатого вала, их спаивание с вкладышами – приведет к проворачиванию самих вкладышей, задирам шеек, микротрещинам и дальнейшему заклиниванию. В этом случае может произойти продольный изгиб самого вала, трудно поддающийся ремонту;
- Недопустимые нагрузки – возникают при неправильной эксплуатации техники, в результате перегруза и сильных рывков. Особенно этим страдают коленвалы с последней расточкой;
- Перегрев двигателя – вызывает также и перегрев смазочного масла, при котором происходит значительное ухудшение его рабочих свойств. Следствием могут быть повышенные нагрузки на вал, приводящие к его быстрому износу и даже разлому;
- Попадание дизтоплива или охлаждающей жидкости в картер – сильно снижает смазочную способность масла со всеми вытекающими последствиями;
- Ошибки при ремонте и монтаже – грязь на коленвале при его установке, незамеченный продольный изгиб и трещины на шейках, механические повреждения – все это приводит к повторному выходу из строя и новому ремонту.
В целом, коленчатые валы ЯМЗ достаточно надежная часть силового агрегата. Нужно только соблюдать условия эксплуатации, вовремя проводить обслуживание и следить за состоянием смазочной системы двигателя.