История ЯМЗ-840
К началу семидесятых годов стало ясно, что промышленность страны нуждается в дизельных моторах повышенной мощности. Возможности для модернизации ранее выпускавшегося двигателя ЯМЗ-240 оказались довольно быстро исчерпаны. В результате инженеры были вынуждены искать новые технические решения и приступить к разработке нового силового агрегата.
Особенности
От хорошо зарекомендовавшей себя на практике архитектуры V-12 отказываться не стали. Но для улучшения эксплуатационных характеристик нового семейства моторов, получившего обозначение ЯМЗ-840, в конструкцию был внесён ряд важных изменений:
- Увеличены до 140 мм диаметры цилиндров. В итоге, при ходе поршня 140 мм, общий объём ДВС возрос до 25,86 литра.
- Изменена конструкция ГБЦ, получивших по 4 клапана на один цилиндр. Это потребовало установки распределительного вала нового образца. Принятые меры позволили повысить эффективность двигателя за счёт лучшего наполнения цилиндров горючей смесью.
- Поскольку изначально предполагалось оснащать ЯМЗ-840 системой турбонаддува, понизили степень сжатия до соотношения 14,1:1.
- Установили два турбокомпрессора и повысили степень нагнетения во впускном тракте.
В итоге получили мотор с высоким эксплуатационным ресурсом, способный длительное время выдерживать значительные нагрузки. На сегодняшний день мощность силовых агрегатов, в зависимости от модификации, колеблется в пределах 550 – 800 л. с.
Сфера применения
В различных вариантах исполнения ЯМЗ-840 устанавливается на карьерные самосвалы БелАЗ, колёсные тягачи МЗКТ, гусеничные тракторы ЧЗПТ и различную военную технику. Существуют версии, предназначенные для работы в составе стационарных и судовых энергетических установок. Запущенные в производство в начале восьмидесятых годов, эти двигатели и сегодня остаются одними из самых мощных в модельном ряду Ярославского Моторного Завода.