Технические характеристики двигателей ЯМЗ
Разработанные в середине пятидесятых годов двадцатого века, двигатели ярославского моторостроительного завода ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 обладали большим модернизационным потенциалом. Это позволило разработчикам постепенно совершенствовать их конструкцию, создавая всё более совершенные и мощные модификации. Концепция дизельных силовых агрегатов оказалась настолько удачной, что и сегодня созданные на их базе модели остаются в производстве.
Конструктивные особенности
По своей конструкции оба мотора можно отнести к длинноходным, у которых ход поршня больше его диаметра. Такое решение оправданно, когда необходимо получить высокий крутящий момент даже на малых оборотах. Это характерно для двигателей, разрабатываемых для грузового транспорта и строительной техники. Устройство моторов имеет общие сходные черты.
- Они построены по V-образной схеме. Семейство агрегатов, основой для которых стал ЯМЗ-236, имеет шесть цилиндров. ЯМЗ-238 и двигатели, созданные на его базе, имеют восемь цилиндров.
- Головки цилиндров – неразъёмные. Это несколько затрудняет ремонт, но обеспечивает большую конструктивную жёсткость моторов. Как и сам блок цилиндров, они отлиты из чугуна. Количество клапанов на цилиндр – два.
- Расположение распределительного вала – нижнее. Усилие на открывающие клапаны коромысла передаётся через проходящие в каналах блока цилиндров толкатели.
- Подача топлива к форсункам обеспечивается с помощью механического ТНВД плунжерного типа. От поколения к поколению рабочее давление насоса становилось всё выше, чтобы улучшить эффективность смесеобразования.
- Система охлаждения – жидкостная. Её параметры рассчитаны с учётом длительной эксплуатации агрегатов при высоких нагрузках.
От модификации к модификации возрастала мощность моторов. Ради этого поздние версии оснастили турбонаддувом. Для сохранения необходимого ресурса, разработчикам приходилось использовать всё более совершенные материалы и технологии упрочнения деталей. Но их усилия не пропали даром.
Всё мощнее
Характеристики семейства двигателей, в основу которых легла модель ЯМЗ 236, колеблются в следующих пределах:
- 150 л. с. при 1700 об/мин для модификации ЯМЗ-236Г.
- 300 л. с. при 1900 об/мин для модификации 7601.
Рабочий объём остаётся практически неизменным и составляет 11.15 литра.
Выше мощность у моторов, базирующихся на модели ЯМЗ-238. Разбег в разнице их параметров выглядит так:
- 235 л. с. при 1700 об/мин для ЯМЗ-238НД3.
- 420 л. с. при 1900 об/мин для ЯМЗ-7513.
В зависимости от параметров, моторы могут устанавливаться на самую разную технику. В компрессорах и на тракторах, под капотами автомобилей и экскаваторов изделия ярославского завода успешно справляются со своими задачами.