Технические характеристики двигателя ЯМЗ 240
Когда в 1960 году министерство автомобильной промышленности выдало ТЗ на разработку дизельного двигателя для карьерных самосвалов, дизель-поездов и тяжёлой строительной техники, разработчики ярославского моторостроительного завода пошли уже проверенным путём. Они использовали конструктивные решения, опробованные на моделях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. Это позволило им в кратчайшие сроки разработать, а в 1962 году запустить в производство силовой агрегат, получивший обозначение ЯМЗ-240.
Особенности конструкции
В результате получился V-образный двенадцатицилиндровый мотор с рабочим объёмом 2 229 куб. см. и мощностью базовой версии 360 л. с. Поскольку масса и габариты конструкции существенно увеличились, инженеры приняли решение отказаться от единых головок блока в пользу раздельных. Это существенно упростило обслуживание и ремонт двигателя. В остальном были сохранены черты, характерные для ранее созданных на заводе моделей.
- Гильзованный чугунный блок.
- Расположенный в развале цилиндров нижний распределительный вал.
- Элементы шатунно-поршневой группы и многие другие детали, унифицированные с ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.
- Механический ТНВД плунжерного типа.
- Жидкостная система охлаждения.
Как и его предшественники, ЯМЗ-240 обладал неплохим модернизационным потенциалом. Поздние версии оснастили турбинами нагнетения, благодаря чему крутящий момент и мощность существенно возросли.
Наименование |
Характеристика |
Рабочий объем, м3 |
22 299 |
Количество цилиндров |
12 |
Диаметр цилиндра, мм |
130 |
Ход поршня, мм |
140 |
Материал поршня |
алюминиевый сплав |
Количество поршневых колец на поршне:
|
3 2 |
Порядок работы цилиндров |
1-12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9 |
Степень сжатия |
16,5 |
Мощность, л.с. при 2100 об/мин |
360 |
Крутящий момент, Н·м при 1 500 об/мин |
1275 |
Способ смесеоброзования |
непосредственный впрыск топлива |
Количество клапанов на цилиндр |
2 |
Форсунки |
закрытые, с многодырчатым распределением |
Давление в системе смазки, кг/см2 |
4-7 |
Зазор между клапаном и коромыслом толкателя в холодном состоянии, мм |
0,25-0,30 |
Вес незаправленного двигателя без навесного, кг |
1670 |
Выпускаемые модификации
Используя этот потенциал, инженеры и технологи ярославского завода постепенно совершенствовали своё детище и создали ряд модификаций силового агрегата, которые, прежде всего, отличались увеличенной мощностью. На сегодняшний день выпускается шесть модификаций мотора
- Входящий в комплектацию автомобилей БелАЗ атмосферный ЯМЗ-240М2 мощностью 360 л. с. и крутящим моментом 1275 Нм.
- Предназначенный для установки на трактора и другую сельскохозяйственную технику также безнаддувный ЯМЗ-240БМ2-4.
- Адаптированные под потребности производящего карьерные самосвалы Белорусского Автомобильного Завода моторы ЯМЗ 240ПМ2, 240НМ2, 240НМ2-1 и 240НМ2-2 оснащаются системой турбонаддува. Мощность первой модификации – 420 л. с., а крутящий момент – 1491 Н.м. Все остальные версии развивают 500 л. с., достигая 1815 Н.м крутящего момента.
Унифицированные по многим деталям и узлам, моторы ЯМЗ-240 недороги в производстве, а их надёжность проверена годами эксплуатации.