Установка двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 на автомобили МАЗ
Силовые агрегаты, производимые на предприятиях Ярославского Моторного Завода, входят в штатную комплектацию многих моделей грузовых машин, выпускаемых под маркой МАЗ. Для их установки на эти автомобили, в большинстве случаев, не требуется ни оформления специальных разрешений, ни внесения изменений в конструкцию. При этом двигатели семейств ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 не являются взаимозаменяемыми, поскольку отличаются:
- Наружными габаритами.
- Массой.
- Рабочим объёмом.
- Мощностью и крутящим моментом.
- Набором навесного оборудования.
- Расположением кронштейнов крепления.
И рядом других технических и эксплуатационных характеристик. Это означает, что при выходе мотора из строя заменить его можно только на силовой агрегат аналогичного семейства.
Что потребуется для работы
Из-за значительных размеров и веса ДВС для успешного выполнения сложной работы потребуются:
- Хотя бы один помощник. Производить замену в одиночку недопустимо из соображений безопасности.
- Смотровая яма. На самый крайний случай можно обойтись и без неё, но доступ к некоторым деталям и узлам значительно проще получить при наличии смотровой ямы.
- Лебёдка (тельфер) с талями, или иное подъёмное устройство грузоподъёмностью не менее 1500 кг при работе с ЯМЗ-236 и 2000 кг при работе с ЯМЗ-238. Если снятие ДВС производится вместе с коробкой передач, к показателям грузоподъёмности придётся добавить ещё 500 кг.
- Способные выдержать указанный выше вес упоры или траверсы, с необходимые для фиксации узлов и агрегатов, отсоединённых от мест крепления.
- Набор хорошего слесарного инструмента, обеспечивающего беспрепятственный доступ ко всем деталям крепежа.
- Первичный вал КПП или заменяющий его шаблон, с помощью которого будут центрироваться ведомые диски сцепления.
Последовательность действий
Для снятия старого двигателя следует слить моторное масло и охлаждающую жидкость, отсоединить электропроводку, патрубки системы охлаждения, топливопроводы, приводные механизмы и прочее дополнительное оборудование. Если замена ДВС производится без снятия коробки передач с автомобиля, рекомендуется снять радиатор и отсоединить правую (со стороны стартера) подушку крепления КПП. Только после этого закреплённый талями силовой агрегат можно будет подать вперёд с помощью монтировок и вывести из мотоотсека, чтобы впоследствии установить на его место новый двигатель, в обратном порядке произведя сборку и подсоединение навесного оборудования.
При наличии необходимого оборудования и подготовленного персонала работы по установке двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 на автомобили МАЗ могут быть выполнены в течение одного рабочего дня. Но только в том случае, если модификация силового агрегата полностью соответствует той, что ранее была установлена на автомобиле. В противном случае можно столкнуться с серьёзными, и не всегда разрешимыми проблемами.